Нотр Дам де Пари
Фойе             Новости             О мюзикле             Артисты             Галерея             Ссылки             Обратная связь

«Нотр-Дам» против «Норд-Оста»

Мюзиклы — самый выгодный бизнес в шоу-мире. Но и самый рискованный

Новый мюзикл «Нотр-Дам де Пари» производства компании Metro Entertainment сделан с точным соблюдением всех западных ноу-хау. Его стоимость и качество не уступают лучшим зарубежным образцам жанра. Но проблема у него типично русская — низкий платежеспособный зрительский спрос.

В одном фильме разговаривают халтурщики-драмоделы. «Написать бы сценарий, — мечтает один. — Фильм получит „Оскара“, а я — сумасшедшие бабки». — «Балда, — со знанием дела парирует второй. — Писать нужно пьесу. Из нее сделают мюзикл, поставят на Бродвее, и станешь ты богаче Спилберга».

Это не шутка, таково истинное положение дел. Эндрю Ллойд Уэббер недаром считается самым богатым музыкантом в мире. Его «Призрак оперы» за первые 10 лет проката далеко обошел «Парк юрского периода» Спилберга, выудив из зрительских кошельков 1,5 млрд долл. «Кошек» за 20 лет проката посмотрели 50 млн зрителей во всем мире. Гиганты жанра за десятки лет проката приносят своим создателям сотни миллионов. Затраты окупаются многократно. Это самый выгодный бизнес в шоу-мире. Но и самый рискованный.

В Москве, усердно тянущейся за мировыми мегаполисами, первый «настоящий» мюзикл появился только в 1999 г. Это было «Метро», которое создали композитор Януш Стоклоса и режиссер Януш Юзефович. Его реализовали в театре «Московская оперетта» продюсеры Александр Вайнштейн, Катерина фон Гечмен-Вальдек и директор театра Владимир Тартаковский. Сейчас, когда «Метро» окупилось и начало приносить прибыль, те же трое решили повторить опыт и купили права на мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Суммарная стоимость прав на шесть лет, по нашей информации, оценивается более чем в полтора миллиона долларов.

Французский прорыв

«Нотр-Дам де Пари» — это, если вы не сильны во французском, «Собор Парижской Богоматери». Иностранный акцент прибавляет заманчивости французскому брэнду. «Нотр-Дам де Пари» Люка Пламондона и Ричарда Кочанте по роману Виктора Гюго — первый французский мюзикл, который смог принести своим создателям сверхприбыль не только в la belle France, но и за границей. Более того, он совершил невероятный для европейского продукта прорыв на американский рынок. Завсегдатаи Бродвея привыкли к тому, что самые качественные мюзиклы предоставляет им отечественный производитель. «Нотр-Дам» прорвался, правда, не на Бродвей, а в Лас-Вегас. В этом году авторы «Нотр-Дам», построив новые декорации, собираются вновь покорять Америку, показывая мюзикл на Бродвее.

В Европе же «Нотр-Дам» имел настоящий успех. Он был номинирован на все сколько-нибудь значительные французские музыкальные премии и некоторые из них получил. Кассовые сборы гастролей в Швейцарии и Бельгии составили миллион долларов.

В Англии «Нотр-Дам де Пари» получил не очень хорошую прессу: критики сочли, что он больше похож не на спектакль, а на «концерт французских песен». Однако коммерческий успех мюзикла был неоспорим. А с 1999 г. было продано около 9 млн компакт-дисков с песнями из «Нотр-Дам де Пари».

Страна у нас большая...

Вот зрителей только нет. Главная проблема отечественного мюзикла — низкий платежеспособный спрос. За первые 15 месяцев проката «Метро» увидели 150 тыс. зрителей, и это считается неслыханным достижением. Но по сравнению с Европой, а тем более с Америкой, цифры выглядят бледно. Тот же «Нотр-Дам де Пари» за первые полгода увидели во Франции 600 тыс. зрителей.

Собор Парижской Богоматери, законченный в 1345 г., - образец долгостроя. Его возводили 185 лет. Однако нынешний интерес к нему связан не с его сложной историей, а с романом Виктора Гюго (Фото: AP)Александр Вайнштейн надеется, что «окупить „Нотр-Дам де Пари“ удастся примерно через два-три года». Прикинем: общий бюджет московской версии «Нотр-Дам» составляет 4 млн долл. В театре «Московская оперетта» больше 1800 мест. При стоимости билетов от 200 до 2000 руб. валовой сбор с аншлагового спектакля должен составить около 50 тыс. долл. Сбросим половину на усушку-утруску — зарплаты артистам, ремонт декораций, починку костюмов, накладные расходы. В следующем сезоне «Нотр-Дам» с октября будет идти 8-10 раз в месяц. Значит, за 8 месяцев мюзикл мог бы собрать почти 2 млн долл. Но только при аншлаговых сборах. Кроме того, около половины этой суммы уходит на покрытие расходов, связанных с авторскими правами. За сезон «Нотр-Дам» должно посетить не меньше 160 тыс. зрителей, что в два раза перекрыло бы рекордное достижение «Метро».

Что уж говорить о провинциальной публике. Все успешные мюзиклы делают кассу, разъезжая с гастролями по всему миру. Понятно, перевозки многотонных декораций и многоголосой труппы стоят бешеных денег. Но продюсеры выкручиваются, не позволяя шоу простаивать ни дня, и умудряются добывать прибыль, чуть не ежедневно переезжая из города в город. В России окупить дорогостоящую перевозку декораций с колоннами и горгульями за счет кассовых сборов решительно невозможно. Для гастролей приходится подыскивать специальных спонсоров. «Метро», например, удалось вывезти в Самару только при поддержке ЮКОСа. «Нотр-Дам де Пари» вообще на гастроли вывозить не будут. Да, в Москве растет спрос на развлечения, и средний класс усердно тратит на них деньги. Но обеспеченная прослойка зрителей невелика. Она фатально неспособна обеспечить устойчивый многолетний спрос на мюзикл-хит. Ведь культовые западные мюзиклы остаются в афише не годами — десятилетиями. Сборы лондонских «Кошек», на которых за 21 год перебывало 8 млн зрителей, для Москвы — недосягаемая мечта.

" В нашем проекте самое главное — не финансовая, а творческая составляющая«, — говорит Александр Вайнштейн. И это не выглядит кокетством. Действительно, мюзиклы продюсируют люди, страстно увлеченные новым для нас жанром. Когда-то в молодости они посмотрели фильм «Кабаре», потом, впервые попав за границу, увидели «Призрак оперы» или «Отверженных» и загорелись идеей привить русскому театру высокие технологии шоу-бизнеса. Дмитрий Зимин, президент компании «Вымпелком», давний фанат «Призрака оперы», вложил несколько миллионов в «Норд-Ост». И так происходит во всем мире. Ежегодно на Бродвее с треском вылетают в трубу несколько роскошных мюзиклов, на постановку которых были ухлопаны десятки миллионов долларов. То же происходит и на недорогих сценах за пределами Бродвея. Может быть, Metro Entertainment и не окупит свои расходы, но в шоу-бизнесе часто невозможно отличить поражения от победы. Мимолетная слава, удовлетворенное тщеславие, новый статус, связи, реклама — весь этот хрупкий капитал стоит порой обильных кассовых сборов. Согласился же Вячеслав Петкун, лидер группы «Танцы минус», на смешную для него зарплату, чтобы «засветиться» в роли Квазимодо в таком раскрученном проекте, как «Нотр-Дам де Пари». Мюзикл — рискованный бизнес. Но и самый заманчивый.

Виктория Никифорова
08.05.02, No 2002/17
журнал «Деловая хроника»


Сайт о мюзикле Нотр-Дам де Пари в Яндекс.Каталоге

© 2010—2012 notr-dam.com. Наши друзья